Не все психотравмы лежат на поверхности. Т.е. человек может вполне понимать, что с ним что-то не так, но вот от чего и почему - это не всегда доступно. С одной стороны это может выглядеть странным. Психотравмирующая ситуация – это довольно сильно эмоционально окрашенное событие. Более того, помнить его было бы, вероятно, очень полезным, чтобы избежать неприятностей в будущем, но выходит совсем не так.

Дело в том, что когда ребенок, особенно маленький, получает некоторый негативный опыт, он находится в весьма специфических условиях. Во-первых, как правило, это доязыковая стадия, и как-то обозначить происходящее, у ребенка нет ресурсов. Во-вторых, получая негативный опыт, от родителей или других людей, которые заботятся о нем, ребенок находится в очень сложной ситуации. Он по природе должен любить этих людей, потому, что связь с ними значит для него выживание. С другой стороны эти люди – источник угрозы Это довольно сложная дилемма. Но учитывая, что наша психика даже в детстве весьма пластична и способна на разные хитрые трюки для выживания, то включаются защитные механизмы, которые носят название защит.

Самае простая и самая первая группа защит называется первичными защитами. Они, как правило, закрывают тот плохой, отрицательный опыт, который имел место в возрасте до лет 3-х и был слишком сильным для того, чтобы психика ребенка могла его переварить. Люди в последствии этими инструментами пользуются тоже, т.е. их использование не прерогатива исключительно малышей. Просто в данном аспекте важно, что именно эти защиты могут намертво изолировать эмоции и реакции от нашего опознавания.

Человек может вообще не помнить, что с ним случилось, да и в каких-то случаях совершенно не возможно вспомнить то ,что ребенок не понимал, просто испытывал определенные чувства к происходящему. Эти чувства остаются запертыми в нашем подсознании, как привидения на чердаке, и хотя мы их не видим, мы их прекрасно слышим и они очень сильно влияют на нашу взрослую жизнь. Вот несколько примеров защит и их влияния на взрослого человека.

1. Отрицание –ребенок решает, что ничего на самом деле не происходит. Все опасные ситуации не имеют места в его жизни. Все хорошо. Взрослый человек может жить в ужасных психологических условиях. Например, женщина выбирает себе в мужья копию своего пьющего и буянящего папы. Тот ее бьет, живет за ее счет, унижает ее, а она продолжает с ним жить. Она отрицает то, что ей плохо. Так же как в ее детстве она отказывалась видеть, что жить рядом с таким папой опасно. Ну, у нее не было в детстве другого выхода. Ей приходилось отрицать эту опасность. С такими людьми довольно сложно говорить о причинах их плохих переживаний. Женщина может иметь такого мужа и «непонятно-откуда-взявшуюся-депрессию». Причина очевидна практически для всех, кроме нее.

2. Идеализация – придание объекту агрессии идеальных черт, и отрицание плохих К этому виду защиты относится интересный механизм - «фантазия связи». Когда к примеру мать к ребенку относится плохо, он отрицает этот факт, но для того чтобы поддерживать себя психологически фантазирует, что мать идеальна, и у них с ней прекрасные идеальные отношения. Это явление довольно часто встречается у детей нарциссичных и пограничных матерей. Вот, чтобы мама не выкинула, как бы она свое уже взрослое дите не макала в грязь лицом, дите все равно идет делиться с ней радостью и горем, потому, что «онажемать». «Онажемать» опять традиционно макает дите в грязь и т.д. Иногда создается впечатление, что взрослые дети имеют в голове в качестве своей матери какую-то альтернативную женщину, которая совсем не связана с реальной родительницей. Если спросить даму, зачем она наступает с мамой на те же грабли, то, как правило, получишь ответ, что «мне же хочется хорошую маму» « она должна понять», «она все равно меня любит». И хоть личный опыт 40 лет взаимодействия с мамой может показывать, что все совсем наоборот, дети с «фантазией связи» продолжают общаться и ждать любви от той самой «воображаемой идеальной матери». На месте матери в этом случае может быть супруг или любая авторитарная фигура. Например, начальник. Т.е. человек общается и взаимодействует с неким вымышленным образом, который имеет прототипом супруга или босса. И этот вымышленный светлый образ может быть очень далек от того самого прототипа. Главное, чтобы он воображающего устраивал и давал ему чувство защищенности и безусловной любви. Часто такая ситуация может лежать в основе безответной романтической влюбленности. Даже когда «всем уже все ясно» и никакого развития роман не получит из-за разности личностей его участников, люди с «фантазией связи» продолжают общаться с идеальным образом» откидывая все несостыковки характеров в сторону. Любят вопреки.

3. Всемогущий контроль – это одна из защит, которая формируется у ребенка в связи с его плохими границами в раннем детстве. Он чувствует себя в центре мира, мир и есть он и все процессы в нем происходят по волшебному мановению его мысли или движения. Для ребенка это может быть потрясающим опытом, если по его желанию происходят хорошие вещи. Захотел пить , махнул ручками и бутылочка появилась. Потом он уже больше узнает о мире, и поймет, что появление еды и питья более сложный процесс, но все же совершая определенные телодвижения ( например работая и получая деньги) ты можешь добиться от мира желаемого. А вот если от каждого твоего движения все становится плохо. Махнул рукой – получил по руке, пискнул - получил подзатыльник. Или мир благоволит к тебе, когда ты делаешь только определённые вещи в определенном объеме и времени. А если не сделаешь, то все вокруг рушится. Это часто бывает основой личности тревожных людей. Любой шаг сопровождается мощнейшими опасениями не разрушить всю жизнь и весь мир своим неловким движением.

4. Идентификация с агрессором – ребенку кажется, что если он будет вести себя как обижающий его родитель, то он оградит себя от всего плохого и оградит себя от агрессии. Это можно наблюдать часто в тех случаях, когда человек совершенно непонятно подчеркнуто привержен к некой группе и агрессивен к людям с противоположенными данной группе качествами. Когда-то в раннем детстве им пришлось занять такую позицию, чтобы защитить себя от угрожающей фигуры. Это хорошо прослеживается в случаях с женоненавистниками. Как правило, небольшой обзор их жизни показывает, что был папа, который унижал мать, а так же жестоко высмеивал проявление мягкости и привязанности к маме у сына. Быть таким же как отец, защищала мальчика от нападок родителя. Среди слабого пола часто встречаются дамы, которые до трясучки ненавидят « неухоженных и жирных». Т.е. они им не просто не нравятся, они постоянно атакуют тех женщин, которые не входят в их понятие «какой должна быть женщина». Опять же в анамнеза разыскивается мама, которая высмеивала проявления неаккуратности и неженственности у дочери. Сюда же относятся различные граждане с окончанием «-фобы». При это надо отметить, что если вы не любите таджиков, не означает, что ваш сосед был таджиком и он не отдал долг вашему отцу, и теперь все от этого. Чем дальше от взрослого травма, тем большем могут быть вариации и наполнение. Человек развивается и меняет смыслы. «Таджик» мог быть в детстве любым инородцем, чужаком или любым «понаехавшим». Таким «таджиком» в семье мог быть один из ее членов . Например ,мать или отец имели «неправильную» национальность или приехали из «неправильного места». При этом ребенок, вероятно, испытывал к этой фигуре теплые чувства, но их пришлось прекратить испытывать, чтобы защитить себя.

5. Диссоциация довольно серьезная и сложная в осознании вещь. Когда ребенок попадает в условия особо сильной травмы, его личность выносит все плохое за пределы. Т.е. испытывая боль и унижения, ребенок видит как бы себя со стороны. Ему так легче перенести реальность. Во взрослом состоянии это часто встречается в виде каких-то непонятных эмоциональных состояний. Как правило, по еще одному механизму из разряда защитных, память изолируется от чувств. Т.е. вы видите какую-то ситуацию, у вас текут слезы, а вы совершенно не понимаете почему. « тяжелая ситуация» не обязательно инцест или избиение. Это может быть любое событие, которое индивидуально было для ребенка тяжелым

6. Проекция – еще одна защита, которая проистекает из незрелых границ ребенка. Я и все вокруг одно тело, одно существо. Если я имею некоторые чувства и желания, значит и другие тоже его имеют. Некоторые состояния и чувства не желательны и болезненны. Например, быть злым или слабаком не хорошо. Плохо думать о том, что ты хочешь завладеть машинкой соседского мальчишки. Неподобает думать о соседях дурное или испытывать сексуальные чувства к кому-то. Ну так это не беда. Можно и не думать. Можно думать, что это другие хотят и думают. Тогда испытывать эмоции и совершать действия по поводу этих эмоций не только не страшно, но и даже оправдано. Взрослые люди имеют, как правило несколько аспектов, в которых они совершают проекцию. Это ситуация может быть связана с некой угрозой. Мать боится что сын будет связан эмоционально с молодой женой ? Ну так ясен пень, невестка хочет изолировать его от мамо и задумывает недоброе. А мамо вообще не причем.

Это как пример. В жизни реальной все сложнее. Любое сложное чувство в детстве может быть закрыто массой защит, которые могут хитро сочетаться, защищая человека от осознавания. На самом деле, не всегда все то что там в глубине зарыто, является ужасным ужасом. В детстве психика законсервировала переживания, потому что это было слишком тяжело. Взрослый уже может с ними жить и переработать их. Конечно, опять же предостерегаю от лопатного энтузиазма в области своего прошлого. Все случаи требуют постадийного разбора и подхода. Да, иногда разработки месторождений полезных ископаемых ведутся с применением взрывных работ. С психикой, это опасные эксперименты. Даже если в детсве было много всяких неприяных мелочей, то их одновременный выход на неподготовленную поверхность психики может сильно дестабилизировать.

ЗЫ И да, самое главное. Если вы считаете, что вас все в жизни устраивает ( ну вот устраивает без всякого стеба), то никто никого не обязывает к ведению раскопок и поиску психотравм. С этим люди тоже живут и далеко не все лезут в петлю.

http://gutta-honey.livejournal.com/309740.html