Знаете, товарищи, так нельзя жить. С кем не начинаешь раскопки внутреннего мира и проблем, рано или поздно натыкаешься на каменный пол под названием «ненависть к себе».
Даже у тех, кто часто искрометно зажигает в обличении быдла, предоставлении удовольствий себе «якобы любимому», ничего не делают в жизни и живут за счет других, проглядывает этот самый фундамент. Я, конечно, подозревала что что-то не так в нашей российской «консерватории», но размеры этого явления начинаю видеть только сейчас.
Вообще, ненависть к себе ( self-hate, self-hatred) один из самых деструктивных паттернов поведения, который вместе с токсическим стыдом является основой для многих психических расстройств личностного и невротического уровня. Т.е. имея такие прелести в собственной голове, человек всю свою жизнь сам себя безжалостно эмоционально насилует.
Люди могут ненавидеть в себе либо какую-то одну черту, либо целый ряд. Последнее гораздо более часто. Так негативные чувства могут возникать по отношению к:
- к личности
-к собственным действиям
-к собственному телу
-к полу
-к болезни
- к принадлежности к определенной группе, к семье, к национальности, социальному классу
-к социальным стереотипам и к культуре, к которой личность принадлежит.
Сам этот паттерн работает следующим образом. Основная идей заключается в том, чтобы спрятать чувства и боль внутри себя, закопать, закрыть и замаскировать от самого себя. Но при этом одновременно существует и другой механизм - создание реальности, которая подтверждала бы человеку его мнение о себе , как о позорном ничтожестве. Т.е. какое-то время люди занимаются тщательным закапыванием своей боли, а затем путем самодеструктивного поведения умело крючком вытаскивают эту боль наружу. Все это сопровождается некоторым внутренним разоблачающим заявлением , что-то типа «кого ты хочешь обмануть! На самом деле ты…»
В реализации этого паттерна учувствую 2 игрока. Первое - это наша детская часть, которая была сформирована лет эдак до 4-х. В связи с полученными психотравмами она как бы в нас «законсервировалась» и не получила дальнейшего развития. Т.е. ее бросили на пол дороге, и чтобы не заморачиваться занялись постройкой других частей личности. Она, как правило, не умеет говорить, но очень хорошо чувствует. Во время ее существования ребенок н ощущает свое так, как о нем говорят окружающие. Самопознание и сравнение себя с другими, а так же логическое размышление пока еще не работает слабо.
Вторая часть этого «праздника жизни» - часть обвиняющая. Как правило это некий внутренний образ того значимого взрослого, который был источником негативной оценки. Он в отличие от бессловесной детской части, очень хорошо говорит и комментирует вашу жизнь с предельной жестокостью.
Вот, к примеру, что-то у вас не так. Вот даже по минимуму. Грозный голос взрослой части родительским голосом произносит обвинение на тему «ты ничтожество». Детская часть начинает чувствовать жгучий стыд. И, как правило, признает ту «реальность», о которой говорит взрослая часть, как «реальную реальность». И тут есть трюк. Ребенок, даже если его не любят и подвергают насилию, все равно привязан к родителю. И если единственное взаимодействие между ними – это то самое эмоциональное насилие, то он всеми силами поддерживает его. Т.е. рано или поздно он совершает некоторые действия из разряда самосаботажных, чтобы родитель, взрослая часть опять обратила на него внимание. Хотя бы обвинила в ничтожности.
Ну, вот так и живут. Обвинение-самосаботаж- обвинение и т.п.
Более того, ребенку, как правило, за его ничтожность отказывается в возможности проявлять агрессию, защиту себя или высказывать желания. Ничтожества не должны иметь на это право. Но гнев и желания это некоторые довольно сильные и древние эмоции, которые если не выражены, то идут либо на себя самого, либо могут выплескиваться на случайных людей. При этом выплеск на случайных людей имеет защитный характер. Для того чтобы показать родительской обвиняющей части, что есть хуже и отвратительнее, чем я. Это действительно определенным образом снижает интенсивность переживаний собственной никчемности, но никогда не вызывает самопринятия и любви к себе. Другими словами даже если и очень интенсивно и настойчиво распознаете вокруг себя «жирных коров», «тупое быдло», «нашистов» и т.п. это не помогает удовлетворить полностью внутреннего обвинителя. Происходит это по той простой причине, что обвинитель это простая запись информации в мозге, как любая запись музыки на диске, которой совершенно фиолетово, какой танец вы под нее танцуете. Вам может быть и приятно танцевать и вообще двигаться, но запись продолжает играть снова и снова с тем же содержимым. Детская часть все равно реагирует стыдом и самосаботажем. Благо еще за все эти негативные переживания дают дофамина, так что тут прекратить довольно сложно.
И довольно важное добавление по ситуации поиска реальности, соответствующей внутренним убеждениям. Человек с циклом ненависти к себе часто ищет себе такие условия, где его будут ненавидеть. Кроме простого подтверждения содержанию собственных переживаний в таких условиях он имеет право спускать собственные негативные эмоции во вне и давать себе некоторое облечение. Те, кто «хуже, чем он» могут подвергаться разной степени агрессии ( активной, пассивной). Против них может вестись непримиримая борьба. Если бороться страшновато, то можно бесконечно долго рассуждать об их ничтожности или строить планы по борьбе с теми, кто «хуже». Еще один интересный момент в отношении этого. Если извести того, кто хуже, под корень ( чисто теоретически), то тогда, собственно, придется обратить свой взор на себя. Ибо агрессию спускать будет некуда. Поэтому борются либо несерьезно (самосаботажно), либо круг «плохих» расширяется. Представьте такой апокалипсис – исчезли «жирные коровы», «быдло» и т.п.
Кроме того, здесь еще можно привести и механизм знаменитого нынче «батхетта». Когда возникает ситуация, которая позволяет обвинителю как следует поднажать на ребенка, обвинить его в том, что «ты-такой-же», происходит массивный слив гнева и других эмоций во вне. Но взаимодействие между частями для самого носителя малозаметно. Просто возникает праведный гнев разной степени интенсивности.
Что там, в мозге, творится? Как всегда «ловкость нейронов и никакого мошенства» . Довольно интересная работа конца прошлого года по поводу депрессии и ненависти к себе. При помощи функционального МРТ ( регистрирует активность частей мозга) было обнаружено что у таких людей:
1. Ослаблена связь между верхней и нижней частью лобной доли слева. С права все нормально. Те части, что слева отвечают за самовознаграждение и чувство, что ты получил вознаграждение. Правая за наказание. Эти части не относятся к тем подкорковым дофаминовым механизмам подкоркой, которые играют роль в зависимостях и т.п. Там все относительно нормально и зависимость можно сформировать с большим успехом. Т.е. ощущения вознаграждения не доходят до сознания. «Все есть в жизни, а счастья нет». Но вот чувства, что тебя наказывают и вокруг сплошная несправедливость работают на всю катушку. Это, кстати, хороший момент стимулирующий развитие тех самых зависимостей. Т.е. даже те избыточные потоки и выбросы дофамина не находят подтверждения в сознании.
2. Снижена активность зеркальных нейронов. Есть у нас в мозгу такая хитрая система, которая фиксирует действия других людей, их мимику и жесты и создает схожие процессы внутри нас. Если нам улыбаются, мы улыбаемся в ответ. Более того, в результате этого отражения мы в какой-то мере реконструируем, что может чувствовать человек, когда он себя так или иначе ведет. Мы моделируем в своей голове, что у нашего визави на уме, что он чувствует. Это часть чувства эмпатии. Так вот когда эти нейроны работают плохо, то человек не чувствует что его понимают и он понимает людей. Это чувство основа ощущения одиночества и изоляции.
3. Усиленная активация систем отвечающих за внимание к негативным раздражителям и сниженная активность на положительные стимулы. Т.е. проколы они гораздо лучше фиксируются, чем успехи.
Эти вещи могут видимо развиваться в результате болезни, а могут страдать в процессе специфического научения. Т.е. что ты можешь сделать, когда у тебя не сознается удовольствие ( чувство вознаграждения) это спускать бушующий в тебе негатив в окружающую среду.
Но мозг пластичен, и там не все зацементировано после подросткового возраста. Связи образуются. Но нужно создавать условия для их формирования правильных взаимодействий. Первый шаг, это осознавание и принятие того, что вот это все так работает в моей голове. Второй поддержание в себе деятельности, которая будет тренировать слабые участки. Да, это не так легко, мозг будет тянуть вас назад, потому, что старое это гарантированные бонусы и взаимодействия. Корявое, но свое и привычное. Но при определенном напоре и внимании к себе можно достичь того, что цикл обвинения и стыда будет мозгом разобран и начнут работать другие механизмы.