Итак, среди Тех-Кто-Рядом , среди друзей и прителей, духов и помощников, проводиков и утешителей (может, даже и утишителей- гнеа нашего собственного ,например?) есть особая группа, особая раса, особый привилегированный класс. Боги. Не больше и не меньше. Отношения наши с богами строятся по схеме серьезно отличающейся от схемы общения христианского бога со своей паствой.
- Язычники (в том числе и шаманы)общаются с богами на равных, признавая их силу, превосходство и опыт. Но на равных. И верно, мы младшие, но младшие среди своих . Даже вступая в общение с теми, кто живет в мирах, чуждых нашим собственным и мирам наших богов, мы выступаем как послы великих сил, стоящих за нашими спинами. Эти-то силы и не дают нам ни отступить, ни идти на компромисс, потому что наделяют нас уверенностью, знанием о том, что мы имеем это Право, Право говорить с богами, с Богами на равных.
-боги отвечают нам. Отвечают не всегда благосклонно, иногда ответом будет молчание, но это молчание осмысленное, значимая пауза.
-боги знают, с кем именно общаются в данный момент, они разделяют серую массу "поклоняющихся" на части, на крупицы, на искры индивидуальностей.
-боги не столько "милостивы", сколько требовательны. Сам факт общения, наличия канала связи с божественным , тонким планом налагает на жреца или жрицу, на шамана или шаманку весьма определенные обязательства. Ответственность за их выполнение, за соответствие высоким требованиям лежит лишь на самом шамане.
-боги щедры, ибо изначально обладают большим знанием , нежели младшие, коими мы и являемся. Но щедрость богов - это щедрость именно на знание, а следовательно - щедрость на уроки, и потому тот , за кем идет сила богов, знает ее тяжесть на своих плечах. Шаг его выверен, потому что бремя силы и знания, увеличивающегося каждое мгновение, - велико. Если боги откликаются на просьбу своего младшего о материальном, вернее, о том, что может показаться материальным с первого взгляда, они предполагают, что такой Дар должен быть отражен в новом витке стремлеия к знанию, к собственному развитию.
-богам приносят жертвы. Жертва, истинно "угодная" богам, - это выбор, сделанный в пользу предначертания, Внутреннего долга перед самим собой, Вечного Закона. Однако проявить осознание этого долга мы можем , мы можем дать богам знать, насколько глубоко была прочувствована линия предначертанности. Наши боги - ведущие и успех их ведомых - лучшая жертва для них. Осознавая свой успех, свое продвижение на Пути, свои открытия , да и просто - изменения внутри себя, мы знаменуем эти вехи. Как боги отмечают свой Путь и волю всполохами молний в ночном небе и раскатами грома, мы можем отметить собственную радость или скорбь в традиционных формах общения с богами в Круге, в алтаре. Ни один жрец, шаман не станет возжигать курений, ставить свечей без мысли, которая и должна взвиться струйкой дыма к небесам или спуститься каплей воска в Темные Миры - эта мысль и есть наша мысль о Богах, наша жертва, часть себя, которая принадлежит им и отдана им - добровольно. С радостью отдана.
Тамэт (из Кер) 2002