Искусство спрашивать.

- Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех тупее, бесполезней и пьянее?
- Ты - придурок. Спору нет! Но живет на белом свете вот таких еще две трети.

Я хочу спросить совета.

Мы часто открываем беседу с Миром – не больше, не меньше- этой фразой, даже если она адресована кому-то весьма простому и смертному. Или смертному, но не непростому.

Неважно.

Я. Хочу. Спросить. Совета.

Это самое популярное заклинание современных волшебников.
Обращённое обычно к другим волшебникам. Учителям, наставникам, опытным, умным – или просто тем, кто нам таковыми кажется.

Я хочу. Хочу спросить. Спросить совета.

Хотеть.
Спросить.
Услышать совет.

Я настойчиво отделяю эти слова и понятия. Поймите, увидьте, почувствуйте: это всё – три разные вещи.

Но три вещи объединены одним усилием, одной идеей – идеей добиться, достичь, обрести, стать чем-то другим, создать нечто новое.

И обучение, и познание, исследование – всё происходит по волшебной схеме из заклинания.

Я хочу.

Мы хотим. Чего-то желаем. Ставим цель. Она удалена от реальности больше или меньше, она материальна или бесплотная. Мы хотим, мы выкристаллизовываем желание, чтобы оно двигало нами, чтобы светило впереди.

Хочу спросить.

Мы спрашиваем. Мы находим ту точку, на которую сможем опереться взглядом, следующую ступень, опору, поддержку- и тянемся к ней. Мы – спрашиваем. Выстреливаем формулировкой, и если она точна, крючок вопроса намертво врезается в ткань мироздания. Мы получаем один, другой, третий факт, намёк, наводку, подсказку. Так крючком вопроса мы хватаемся за отвесную скалу или зеркальную поверхность цепляем - и получаем возможность продвинуться дальше.

Что же дальше? Если зацепились, если укрепились, если получили ответ, то далее итерация повторяется снова! Мы заново ищем глазами цель. Снова удостовериться, что она верна. Мы снова находим в Мире себя и сверяем расстояние до цели. Не делай этого – и будешь ходить кругами. И снова задаём вопрос и подтягиваем себя и свою реальность к ответу.

Но живого ответа Мира, ответа учителя, наставника, советчика в этой схеме нет. Это субъективное прогибание объективного под себя, это путь наощупь, зато своими силами, своими руками прорытый к истине ход. Это путь того, кто делает, кто спрашивает для ответа, но не для совета.
Он продуктивен, долог, он тяжёл по затратам, но схема не так уж сложна.

Раздражение-реакция, вводная – результат, запрос – список ссылок.

Спросить совета

Вообще общение Ученик-Учитель и есть игра «Сделай так, чтобы тебе ответили».
С продолжением «Сделай так, чтобы тебе отвечали». «Сделай так, чтобы тебе рассказывали».
И наконец – сделай так, чтобы тебе через информацию и общение давали силу, поддержку, общение и интерес, которые мы так стремимся получать от Учителей.

Сделай-сделай-сделай.

Не сиди, предпринимай что-нибудь. Если есть соображение – выскажи его, если есть сомнение – усомнись, задай вопрос – себе, прежде всего. Наличие Учителя, одушевлённого эмиссара Мира- дополнительное стимулирующее звено, мотивирующий фактор чудовищной силы.

Мир перестаёт быть абстрактным всепоглощающим и безликим Великим Духом, вечно взирающим, всё понимающим, прощающим всё. Он обретает черты конкретного персонажа, обрастает его опытом и его голосом отвечает на твои вопросы.
Вопросами.

Каждый раз,когда я приходила к учителям с вопросом, они отвечали мне так:
- А что ты сделала, чтобы найти на него ответ? Что ты сама думаешь? Что ты уже нашла? Как ты это видишь? Что тебе не нравится в получившейся картинке?
А что ты ни за что на свете не вычеркнешь из неё?

Если я приходила, получив по лбу неожиданно и больно, если появлялась с вопросом «за что», мне всегда отвечали – и тоже вопросами:
- А от кого именно ты думаешь, прилетело? Почему? За что? С чего ты взяла, что это прилетело, а не «напросилась»? Главное – для чего это тебе дали? Что теперь ты будешь с этим делать, как употребишь? Изменятся твои ухватки и привычки? Как именно?
В каком направлении ты будешь меняться? Как это повлияло на цели,которые ты ставишь себе?

Если я приходила, ликуя, озарена радостью победы, меня снова спрашивали:
- Что будешь делать дальше? И чего ты добилась? А в следующий раз для этого будешь поступать так же? Или иначе? И как именно? И почему? А если бы за тобой шёл твой друг, ты бы посоветовала ему свой путь? Или нет?

В чём же ценность и отличие таких - учащих- вопросов от исходных? Мы спрашиваем Учителей о том, что интересует, тревожит, развивает нас. Учителя спрашивают нас о том, что интересует, тревожит, развивает…нас.

В этом их великая ценность, они мотивируют, тормошат, подвергают сомнениям нас – по нашей просьбе, по нашему же наущению и по позволению Мира.

Потому, что мы хотели.
Хотели спросить.
И –самое важное – спросить совета. И совета такого, что мы смогли бы услышать и принять- а какой совет прозвучит лучше чем совет Мира из собственных уст?

Потому искусство ученика – спросить учителя о нужном так, чтобы он в ответ задал тебе вопрос- потому что вопросительные знаки – петли на открывающихся для нас дверей. Новых и новых, следующих.

Оттого Учитель- этот тот или та, кто задаёт вопросы.

То, что даёт готовые ответы, называется Google.

- Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?
- Остаток вашего жизненного счета составляет 15 лет и 3 месяца.

© сойт, апрель 2010
http://soit.ru/